Рассказ о трогательных взаимоотношениях между учительницей и ее учеником, в процессе которых мальчик учился доброте, милосердию и сочувствию.
Основные сведения
Автор: Распутин Валентин Григорьевич
Дата написания: 1973
Жанр: рассказ
Главные герои:
Мальчик
– рассказчик – школьник 11 лет из бедной семьи крестьян, смелый, сообразительный, искреннийЛидия Михайловна
– преподаватель французского языка, внимательная, ласковая, щедрая
Второстепенные герои:
Василий Андреевич
– школьный директор, властный, жесткий, неуступчивыйВадик
– ученик 7 класса, злой и жестокий, руководит сверстниками и ребятами помладше
Кратчайшее содержание
Главный герой – мальчик из очень бедной крестьянской семьи. Он хорошо учится в сельской школе, поэтому его переводят в учебное заведение в райцентре, где он мог бы развить свои навыки. Учеба дается герою легко, но есть трудности с изучением французского языка.
Из-за отсутствия денег мальчик постоянно недоедает. Он начинает играть с другими мальчишками на деньги, чтобы выиграть хотя бы рубль и купить чуть больше еды. Он начинает постоянно выигрывать у местных хулиганов – Вадика и его компании, за что его жестоко избивают.
Учительница Лидия Михайлова заметила, что мальчик был избит. Она узнала о его сложной ситуации и вынужденном участии в азартной игре. Учительница французского пытается помочь парню продуктами, но тот слишком горд, чтобы принять такой широкий жест. Тогда Лидия Михайловна хитрит – она предлагает мальчику тоже поиграть с ней на деньги в другую игру. Ученик соглашается, так как считает это справедливым решением. В процессе игр учительница постоянно поддается.
Однажды, в самый разгар игры, учительницу и ученика застал врасплох директор школы. Узнав, что происходит, он без промедления уволил педагога. Лидия Михайловна вернулась в родные края, откуда потом прислала своему ученику посылку с красивыми красными кубанскими яблоками.
Главная мысль
Доброта и милосердие порой стоят выше защиты собственных интересов.
Отзыв
Рассказ вызывает бурю эмоций – жалость и печаль, гнев и обиду за главных героев. Но в итоге становится понятно, что учительница не жалела о своем поступке, и его последствия были оправданы помощью юному одаренному ученику, которому с малых лет не очень повезло в жизни.
Рисунок
А вам поправилось это произведение? Напишите свой отзыв!